Любые места на любые спектакли!
Балет Сильфида в Большом театре

билеты на балет «Сильфида» в большом театре

Московский сотовый телефон: Контактный номер телефона, позвонив по которому вы можете заказать доставку билетов на балет "Сильфида" звонить с 9 до 21 ч.
Билеты на "Сильфиду" :: Основная сцена :: Новая сцена :: Купить! :: Себе или своим

 

Балет «Сильфида» в Пермском театре оперы и балета

Х. Левенсхольд «Сильфида»

12 марта 1832 года в Париже состоялось первое представление балета «Сильфида» в постановке Филиппа Тальони с Марией Тальони в заглавной роли.

«Сильфида» начала в хореографии новую эру, эру романтизма. Лучший из парижских критиков того времени, строгий судья в области балетного искусства Теофиль Готье, прежде бывший противником романтизма, сдался, вынужденный изменить свой взгляд на охватившее всю Европу новое веяние. Он возвестил победу, одержанную «Сильфидою», и признал, что «романтизм окончательно приобрел право гражданства в царстве Терпсихоры».

В «Сильфиде» воплощена романтическая идея трагической несовместимости мечты и реальной действительности. Эта идея отражала настроения разочарования результатами французской революции 1789 — 1794 гг., потерю веры в идеалы философов-просветителей. Герой «Сильфиды» устремился за мечтой, жизнь в образе колдуньи Медж губила эту мечту.

Другими чертами романтического балета было искусное переплетение вымысла с реальностью, а также мысль о раздвоении личности. В «Сильфиде» герой одинаково принадлежит девушке земли и девушке облаков, а Сильфида стремится к человеку, но не может жить на земле. Образ Сильфиды, этого хрупкого воздушного существа, гибнущего от соприкосновения с реальностью, как ни один другой в балетном искусстве воплотил романтическую тему противоречия между мечтой и действительностью.

Балет «Сильфида» стал прототипом многих романтических спектаклей, героиней которых выступало фантастическое существо: сильфида, ундина, пери или вилиса (в знаменитой «Жизели»).

Балет Тальони имел огромный успех и был поставлен во многих странах, в частности, в России в 1835 году, а в 1837 году в заглавной партии в этом балете на русской сцене блистала Мария Тальони, о которой Теофипь Готье писал, что она «…походила до ошибки на тех фей Шотландии, о которых говорит Вальтер Скотт, которые блуждают в жемчужном ожерелье из росинок при лунном свете подле таинственного ручья». Сильфида сделалась олицетворением Тальони. «Сильфида» Филиппа Тальони и Мария Тальони — одно неразрывное целое.

Август Бурнонвиль, выдающийся датский танцовщик и балетмейстер, друг сказочника Андерсена, видел «Сильфиду» в Париже в 1834 году. С именем Бурнонвиля, этого глубокомыслящего хореографа и разносторонне одаренного человека, связана целая эпоха в развитии датского балетного искусства, имеющего свою славную, более чем двухсотлетнюю историю.

Август Бурнонвиль, помимо прочих способностей, имел и литературные, единственный из деятелей балета в истории мировой хореографии он был удостоен литературной (Анкеровской) премии как писатель, и либретто для своих балетов он всегда создавал сам. Но на сей раз, пленившись сюжетом «Сильфиды», он заимствовал либретто Ф. Тальони и А. Нурри. На специально заказанную им музыку молодого датского композитора Хермана Левенсхольда и заимствованный сюжет Бурнонвиль создает свой оригинальный спектакль. Так родилась датская «Сильфида».

Премьера «Сильфиды» в Копенгагене состоялась 28 ноября 1836 года и имела огромный успех. Роль Джеймса исполнял сам Бурнонвиль. В сравнении с парижской версией эта партия была обогащена танцами. Бурнонвиль стремился уравновесить значимость Джеймса и Сильфиды, поскольку каждый из них представляет свой мир: она -.духов воздyxa, он — земных людей.

Роль Сильфиды исполняла ученица Бурнонвиля семнадцатилетняя Люсиль Гран, получившая затем мировую известность как одна из выдающихся романтических танцовщиц. Люсиль Гран наряду с Марией Тальони, Карлотой Гризи (первой исполнительницей Жизели) и Фанни Черрито была впоследствии одной из четырех участниц «Па-де-катра», сенсационного балета Жюля Перро.

В своей книге «Бурнонвиль» известный датский театральный критик и историк балета Аллан Фридеричиа пишет: «Своеобразие сюжета „Сильфиды“ в том, что его можно воспринимать с двух совершенно противоположных точек зрения. Или Сильфида вовлекает Джеймса перед свадьбой в несчастье, или он становится орудием смерти Сильфиды. Мы знаем точно, как Бурнонвиль решил эту дилемму. Он объяснял: „В основе этой работы лежит поэтическая и поучительная мысль о стремлении человека к соображаемому счастью, которое беспрестанно от него убегает, оставляя разбитые мечты и разрушая его настоящее земное счастье“.

Когда к концу прошлого века „Сильфида“ по ряду причин выпала из репертуара почти всех европейских театров (в Петербурге последнее и неудачное возобновление балета Ф. Тальони было осуществлено после пятидесятилетнего перерыва в 1892 году), в Копенгагене „Сильфида“ Бурнонвиля продолжала идти и дожила до наших дней.

Немалую роль в популяризации „Сильфиды“ сыграла Эльза-Марианна фон Розен, сама в прошлом талантливая исполнительница заглавной роли, руководитель труппы в Гетеборге, балетмейстер, автор ряда оригинальных балетов; на протяжении многих лет она вживалась в спектакль, выясняла и уточняла многие детали и нюансы у старых исполнителей, давно оставивших сцену, в том числе и у знаменитой датской балерины Элен Прайс (увековеченной в скульптуре Русалочки в Копенгагене). Это позволило Эльзе-Марианне фон Розеп как искусному реставратору вернуть в спектакль, претерпевший за 150 лет неизбежные изменения, ряд важнейших поэтических штрихов, убрать чужие напластования, восстановить подлинность хореографического шедевра Бурнонвиля.

В 1975 году Эльза-Марианна фон Розен осуществила постановку „Сильфиды“ Бурнонвиля в Ленинграде на сцене Малого театра оперы и балета. Это первое появление датской „Сильфиды“ на русской сцене, но не первое соприкосновение и взаимообогащение русского и датского искусства. Михаил Фокин, например, и в Копенгагене поставил свою „Шопениану“. Балет этот иногда называют „Сильфиды“. Известный историк балета Юрий Слонимский так писал о нем: „Сильфида“ и „Шопениана“ — это начало и конец одной идеи. Произведение Фокина — завершение стиля, взгляд XX века на Тапьониевскую эру».

На сцену Пермского театра оперы и балета «Сильфиду» Бурнонвиля в редакции Эльзы-Марианны фон Розен перенесла заслуженная артистка России Ксения Тер-Степанова, петербургский хореограф, работавшая в Датском Королевском Балете в качестве педагога и балетмейстера, а также сама исполнявшая партию Сильфиды на петербургской сцене.
 

Краткое содержание

Первый акт

Молодому шотландскому крестьянину Джеймсу накануне его свадьбы с Эффи является Сильфида — пленительный дух воздуха. Она порхает вокруг дремлющего у камина Джеймса, будит его поцелуем. Джеймс, очарованный Сильфидой, полюбившей его, пытается ее поймать, но она исчезает.

Когда собираются гости. Сильфида появляется вновь, невидимая никому, кроме Джеймса.

Колдунья Медж предсказывает Эффи совсем другого жениха — Герна, Джеймс прогоняет колдунью, которая уходит, затаив обиду.

Во время свадебного празднества вновь появляется Сильфида и похищает обручальное кольцо. Не в силах противостоять ее чарам Джеймс устремляется за ней, покинув убитую горем Эффи.
 

Второй акт

Колдунья ворожит, склонившись над кипящим котлом, у нее в руках длинный прозрачный шарф.

Царство сильфид в зачарованном лесу, Джеймс следует за ускользающей от него Сильфидою, но никак не может удержать ее. Она возникает перед ним, подает Джеймсу воду из родника, ягоды. Джеймс пытается поймать Сильфиду, но она недосягаема.

Тогда колдунья предлагает Джеймсу волшебный шарф, с помощью которого он сможет пленить неуловимую Сильфиду. Действительно, когда Джеймс накидывает шарф на плечи Сильфиды, она теряет крылышки и не может лететь, но и жить тоже не может. Подруги уносят погибшую Сильфиду в облака. Джеймс в отчаянии… А вдали проходит свадебное шествие, это Эффи и Герн.

Источник: Пермский театр оперы и балета

Билеты на "Сильфиду" :: Основная сцена :: Новая сцена :: Купить! :: Себе или своим
  Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru  
Copyright © 2007 – 2014 ЧА «Сильфида»