Сегодня вечером в Национальной опере «Эстония» пройдет первая премьера нового года: зрители смогут посмотреть романтический
балет Августа Бурнонвиля «Сильфида» в постановке известных датских хореографов.
На сцене театра «Эстония» это уже вторая постановка знаменитого балета: в 1982 году «Сильфиду» поставил дважды лауреат Парижской
академии танца Олег Виноградов из Ленинграда, роль Сильфиды тогда исполняли Элита Эркина, Инге Арро, Татьяна Воронина, роль Джеймса - Юрий Екимов,
Михаил Нечаев и Андрей Устинов.
Работа над балетом Августа Бурнонвиля на музыку Хермана Северина Левенскьольда началась еще в августе прошлого года: тогда в
Таллинн прибыли художественный руководитель Датского королевского балета Франк Андерсен вместе с Эвой Клоборг и Анне Мари Вессель Шлютер, а также
автор сценографии, костюмов и светового оформления художник Микаэль Мэлби.
«Творчество Бурнонвиля - наше достояние и гордость, и я очень рад, что у нас появилась возможность преподнести замечательный
балет «Сильфида» эстонским зрителям, - говорит Франк Андерсен. - На сцене Датского королевского балета мы стараемся следовать традициям - ведь в
классическом балетном репертуаре есть немного произведений, хореография которых по прошествии времени смогла остаться неизменной. «Сильфида» - как
раз тот случай, когда задумка автора сохранилась в первозданном виде на протяжении более 170 лет».
«Сильфида» - это романтическая история молодого шотландца Джеймса, который чувствует себя неуютно в удобном мелкобуржуазном мире.
Он любит свою невесту Эффи, но мечтает о другом мире, и Сильфида - символ этого мира. Джеймс бросает невесту и устремляется вслед за дивным
видением, плененный красотой сильфиды. В конце концов ему удается с помощью злой ведьмы настигнуть воздушное создание, но плененная сильфида умирает
у него на руках…
Главные роли в балете исполняют Марина Чиркова, Луана Георг, Ольга Рябикова, Марика Муйсте, Ингрид Гилден (Сильфида), Владимир
Архангельский, Артем Максаков (Джеймс).
«Вы знаете, принципы работы над постановкой в Дании и в Эстонии отличаются. У нас практически каждый профессиональный танцор
знает так называемый «стиль Бурнонвиля», умеет выполнять все характерные движения. В «Эстонии» датская хореография была в новинку, поначалу
приходилось постоянно пояснять те или иные части балета. Но тем ярче осталось впечатление от солистов и остальных танцовщиков театра - они
действительно умеют работать и, что самое главное, открыты для новых испытаний и идей. Мы были приятно удивлены, ведь «Сильфида» - очень сложное
произведение. Здесь, в отличие от многих балетов, танцы длинные и без всяких перерывов. Солисты танцуют без передышки, и это - серьезное испытание
на выносливость», - говорит Франк Андерсен, который много лет был ведущим танцовщиком Датского королевского балета, а теперь является художественным
руководителем этой труппы.
Во многих постановках Андерсену ассистирует его супруга Эва Клоборг - признанный балетный педагог и многолетняя ведущая
характерная танцовщица Датского королевского балета. Третий постановщик - Анне Мари Вессель Шлютер, танцовщица и балетный педагог, долголетний
директор балетного училища Датского королевского театра.
Художник «Сильфиды» Микаэль Мэлби в последние десятилетия получил признание как портретист и театральный художник. До этого он
сделал успешную международную карьеру, выступая на самых известных оперных сценах мира в качестве постановщика и оперного певца и тесно сотрудничая
с Гербертом фон Караяном, сэром Колином Дэвисом и другими знаменитыми дирижерами.
И Франк Андерсен, и Микаэль Мэлби были посвящены королевой Дании Маргрете II в рыцарское звание.
«Дания - страна балета. Даже мой однофамилец - Ханс Кристиан Андерсен - в детстве мечтал стать балетным танцором. А королева
Дании Маргрете II когда-то работала театральным художником. Мне кажется, что романтический балет у датчан в крови», - говорит Франк.
На сегодняшней премьере за дирижерский пульт встанет маэстро Юри Альпертен, а в субботу состоится дебют молодого и талантливого
дирижера Микка Мурдвеэ, для которого работа над музыкой Хермана Северина Левенскьольда стала главным делом последних 6 месяцев. Даже на генеральной
репетиции балета Мурдвеэ внимательно следил за каждым взмахом палочки Альпертена, периодически делая пометки в раскрытой на коленях партитуре.
На последнем прогоне балета не сиделось на месте и Франку Андерсену, который записывал на пленку свои собственные комментарии
чуть ли не к каждому шагу танцовщиков, периодически подбегал к оркестровой яме, что-то советовал дирижеру, а иногда чуть ли не пускался в пляс,
желая показать, как все-таки надо выполнять движения. Вот это - по-настоящему увлеченный работой человек.
Удивительно легкая музыка, невероятные декорации и виртуозные танцы - все это «Сильфида». Перед зрителем открывается мир грез,
где порхают легкие как воздух сильфиды, а мечта переплетается с реальностью. Колорита добавляют шотландские килты, в которых танцуют мужчины. По
словам Микаэля Мэлби, килты пришлось переделывать, чтобы они подходили для балета: «Настоящая шотландская юбка - очень тяжелая, из специально
обработанной натуральной шерсти. Танцору это мешает - если он начал вращение, то будет сложно остановиться - юбка по инерции продолжает крутиться.
Так что мы сшили килты из легкого материала, хотя на сцене они выглядят как настоящие», - рассказал автор костюмов.
Интересно, что именно «Сильфида» считается первенцем романтического балета. 12 марта 1832 года зрители Королевского театра
Академии музыки в Париже рукоплескали новому балету в постановке Филиппо Тальони - легендарного реформатора балетной сцены. Музыку написал Жан
Шнейцхоффер. Роли исполняли лучшие мастера парижской сцены: Жозеф Мазилье, Лиз Нобле, Жорж Эли, Луиза Эли. В главной партии выступила Мария Тальони,
чье воздушное, неземное искусство вдохновляло художников и поэтов, композиторов и скульпторов.
Под глубоким впечатлением от тальониевского спектакля в 1836 году на сцене Датского королевского балета знаменитый датский
хореограф Август Бурнонвиль создает свою версию балета на музыку Хермана Северина Левенскьольда, которой суждено стать бессмертной. С тех пор
хореография практически не изменилась во многом благодаря усилиям Датского королевского балета.
«Мне кажется, что в современном мире часто забывают о существовании сказок. Реальность берет свое. Однако помечтать иногда просто
необходимо - это лучшее лекарство от всех проблем, - считает постановщик Франк Андерсен. - Уникальная в своем роде романтическая тематика «Сильфиды»
мне очень близка. И хочется верить, что нам удастся помечтать вместе с эстонским зрителем».